09.09
23:57
"Искусство в том и состоит, чтоб не помнить о приличиях"
"Я — абсолютное чувство, человек, подавленный чудом этих вод, отражающих в себе забытый мир. Склонившиеся деревья смотрятся в мутное зеркало реки. Набегает ветер и наполняет их тихим шепотом, и они роняют слезы в струящуюся воду. Я задыхаюсь от этой красоты. И нет никого в мире, кому бы я мог передать хоть частичку своих чувств…"Миллер - непростой писатель. Настолько непростой, что я даже не знала, как к нему подступиться. Я ожидала чего-то мрачного, маргинального, сложного для восприятия. Но это ожидание оправдалось лишь процентов на тридцать. На эту книгу написано много хороших рецензий, поэтому я остановлюсь только на двух моментах, которые меня поразили больше всего.Первое - это Париж. Грязный, серый, больной, опасный, недоверчивый, но такой живой, вечный и прекрасный. Я всегда нейтрально относилась к этому городу, но не смогла остаться равнодушной к тому обожанию, с которым автор говорит о Париже (а еще удивительней было услышать это от американца). Париж Миллера - многослоен, многогранен и как будто заколдован. "Париж — колыбель для искусственно рожденных. Качаясь в парижской люльке, каждый может мечтать о своем Берлине, Нью-Йорке, Чикаго, Вене, Минске. Вена нигде так не Вена, как в Париже. Все достигает здесь своего апогея. Одни обитатели колыбели сменяются другими. На стенах парижских домов вы можете прочесть, что здесь жили Золя, Бальзак, Данте, Стриндберг — любой, кто хоть что-нибудь собой представлял. Все когда-то жили здесь. Никто не умирал в Париже…".Второе - книга удивительно оптимистична. В это нелегко поверить, а еще тяжелее осознать, но это так. Да, оказывается, описание моря грязи, венерических болезней, удовлетворения примитивных потребностей, бесцельных шатаний по городу и донельзя странных личностей может оказывать на разум действие, прямо противоположное ожидаемому эффекту. Несмотря на реалистичную, часто скептическую, оценку автором как самого себя, так и мира вокруг и его будущего, он умеет жить, чувствовать себя пьяным от свободы и радоваться собственной независимости от всего шаблонного и материального.Это исповедь счастливого человека. Он часто голодает, вспоминает свою потерянную любовь, критикует многое и многих, но он все равно счастлив, просто от того, что живет. И от этого неприкрытого, практически бесстыдного счастья, счастья человека, который не боится брать то, что хочет, сточные канавы уже не вызывают такого отвращения, откровенные подробности любовных похождений не режут слух, а за грубыми оборотами и рискованными эпитетами различаешь бесконечно красивую мелодию. Целые абзацы можно зачитывать вслух, повторяя снова и снова, практически впадая в транс от сочетания будто бы обычных слов, но в какой-то магической последовательности. Миллера однозначно нельзя воспринимать буквально, иначе он покажется просто бездельником, рассказывающим вульгарные истории. Да и, на самом деле, ничего в мире не стоит воспринимать буквально. Автор вознаграждает своего читателя за терпение и лояльность: он делится частичкой своего наслаждения жизнью. А это щедро. «Мне глубоко наплевать и на мое прошлое, и на мое будущее. Я здоров. Неизлечимо здоров. Ни печалей, ни сожалений. Ни прошлого, ни будущего. Для меня довольно и настоящего. День за днем. Сегодня!»П.С. Спасибо Phant'е, без которой я могла никогда и не познакомиться с таким неординарным писателем.П.П.С. Это моя юбилейная, сотая рецензия, которую я пишу спонтанно, в два часа ночи, но очень рада, что именно на эту книгу)Книга прочитана в рамках "Книжного спринта", "произведение, написанное в период 1921-1940 гг.".
→ "Искусство в том и состоит, чтоб не помнить о приличиях"